О выборе вариантов продолжения образования выпускниками 9-х классов

О выборе вариантов продолжения образования выпускниками 9-х классов

Уважаемые родители!

Ваш ребенок закончил 9 класс. Данный уровень образования определяется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) как основное общее образование и считается обязательным. Памятка, которую вы держите в руках, позволит вам рассмотреть различные варианты продолжения образования после окончания 9 класса и выбрать вместе с ребенком наиболее подходящий.

В настоящее время все процессы в системе образования  регулируются Законом об образовании. Еще одним важным документом, определяющим содержание образования, являются федеральные государственные образовательные стандарты. Образовательные стандарты созданы для всех уровней образования, как общего (основное общее и среднее общее), так и профессионального (среднее профессиональное и высшее). При выборе продолжения образования полезно будет ознакомиться с содержанием соответствующего стандарта (официальный сайт минобрнауки. рф, закладка «ФГОС»).

Рассмотрим основные варианты продолжения обучения выпускником 9 класса.

 

 

ВАРИАНТ №1

ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО)

 

Профессиональные образовательные организации

Где можно получить СПО?

 

Среднее профессиональное образование сейчас можно получить в техникуме или колледже.

Обучение по программам СПО ведут также некоторые вузы.

 

Образовательные программы СПО

Чему учат в техникумах и колледжах?

 

Техникумы и колледжи Вологодской области реализуют огромный перечень программ, которые отличаются между собой, прежде всего, содержанием профессиональной деятельности. Для того чтобы различать эти программы используется термин «специальность».  

В целом в техникумах и колледжах реализуется два типа образовательных программ.

  1. Программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Продолжительность обучения по программам для выпускников 9 класса – 2 года 5 месяцев, форма обучения – очная, по окончании обучения выдается диплом о среднем профессиональном образовании с получением среднего общего образования и с присвоением определенной квалификации.

Примеры:

  • сварщик: электросварочные и газосварочные работы (квалификация электрогазосварщик 3-4 разряда, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах 3-4 разряда);
  • машинист локомотива (квалификация помощник машиниста электровоза, слесарь по ремонту подвижного состава)
  • мастер отделочных строительных работы (квалификация штукатур 3-4 разряда, маляр строительный 3-4 разряда);
  • электромонтер охранно-пожарной сигнализации

После окончания обучения по программе подготовки квалифицированного рабочего студент может продолжить обучение по программе подготовки специалиста среднего звена.

Пример:

  • программа подготовки квалифицированных рабочих: мастер народных художественных промыслов (квалификация кружевница, вышивальщица) → программа подготовки специалистов среднего звена декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (квалификация художник-мастер, преподаватель).

 

  1. Программы подготовки специалистов среднего звена.

Продолжительность обучения по данным программам: 2 года 10 месяцев – 4 года 10 месяцев (в зависимости от уровня получаемой квалификации). По окончании обучения выдается диплом о среднем профессиональном образовании с получением среднего общего образования  и с присвоением квалификации специалиста среднего звена.

Примеры:

  • строительство и эксплуатация зданий и сооружений (квалификация старший техник);
  • технология деревообработки (квалификация техник);
  • автоматизация технологических процессов и производств (квалификация техник);
  • техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (квалификация техник);
  • ветеринария (квалификация ветеринарный фельдшер)

С полным перечнем программ, реализуемых в профессиональных образовательных организаций, вы можете ознакомиться на сайтах этих организаций.

 

Особенности обучения в техникуме и колледже

Что необходимо знать при выборе СПО?

 

Обучение в техникумах и колледжах осуществляется бесплатно в рамках контрольных цифр приема (то есть той численности группы по каждой специальности, которая установлена органами управления в сфере образования). Обучение сверх контрольных цифр приема может осуществляться на договорной основе (платно).

Прием в техникумы и колледжи осуществляется без экзаменов на основе документов об основном общем образовании. Вступительные испытания проводятся только на специальности, требующие творческих способностей, а также особых физических или психологических качеств (например, на специальности «дизайн», «парикмахерское искусство» сдается экзамен по рисунку).

При получении СПО используются следующие формы обучения: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), основной формой обучения является очное (дневное) обучение.

При успешном освоении основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования  обучающийся колледжа или техникума получает среднее общее образование (при обучении в школе этот уровень соответствует  11 классу).

Выпускник техникума или колледжа, получивший диплом, может поступать в ВУЗ на обучение по программам бакалавриата или специалитета в соответствии с п.6  статьи  70 Федерального закона  «Об образовании в РФ» на основе вступительных испытаний, устанавливаемых ВУЗом. Кроме того выпускник техникума или колледжа  может поступить в ВУЗ на основе диплома и данных ЕГЭ, для этого необходимо сдать соответствующие экзамены в форме ЕГЭ. При получении высшего образования на базе профильного профессионального (то есть образования той же направленности) во многих вузах реализуются сокращенные программы бакалавриата, которые позволяют получить высшее образование в более короткие сроки.

 


Алгоритм действий при выборе продолжения образования в техникуме или колледже

Как получить СПО?

 

Шаг 1. Выбрать перечень наиболее подходящих для выпускника направлений профессиональной деятельности с учетом всех факторов: интересы, способности, личностные особенности выпускника, состояние здоровья, структура рынка труда, финансовое положение, место жительства семьи, возможность обучения в другом городе т.п.

Шаг 2. Получить как можно больше информации об этих профессиях.

Шаг 3. Определить, какие специальности и  уровни программ среднего специального образования соответствуют выбранным направлениям. Изучив перечень техникумов и колледжей Вологодской области, определить, какие из них дают соответствующее образование.

Шаг 4. Пользуясь сайтом техникума/колледжа или обратившись к специалистам приемной комиссии, найти следующую информацию:

  • название образовательной программы;
  • полученная специальность/профессия после обучения;
  • востребованность данной специальности/профессии на рынке труда;
  • продолжительность и форма обучения;
  • количество бюджетных мест;
  • ограничения (состояние здоровья);
  • наличие дополнительных вступительных испытаний, содержание, сроки проведения;
  • перечень документов для поступления;
  • сроки приема документов и зачисления.

Шаг 5. Составить  тот перечень техникумов и колледжей, куда вы планируете поступать; постоянно отслеживать информацию, касающуюся изменений в порядке поступления. Представить необходимый перечень документов в сроки, определенные правилами приема.

 

Источники информации

 

  • Сайт Департамента труда и занятости населения Вологодской области http://www.depzan.infо
  • Сайты техникумов и колледжей (закладка «Абитуриенту» или «Поступающим»), специалисты приемных комиссий
  • Вологодский профориентационной портал «КОМПАС ПРО» http://www.viro-profportal.edu.ru
  • Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  • Сайт «Учеба. ру» ucheba.ru
  • Справочник техникумов и колледжей России http://www.collegenews.ru/moskva/
  • Сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» http://www.proforientator.ru/
  • Банк активных профессиограмм http://prof.labor.ru/

 

 


ВАРИАНТ №2

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ

 

Школы, гимназии или лицеи (общеобразовательные организации) на ступени 10-11 класса обеспечивают получение выпускником среднего (полного) общего образования.

 

Особенности обучения на ступени старшей школы

Что необходимо знать при выборе обучения в 10-11 классе

 

В настоящее время принят и готовится к реализации Федеральный государственный образовательный  стандарт среднего (полного) общего образования, который будет определять содержание, структуру и результаты образования на старшей ступени школы (с текстом стандарта можно ознакомиться на сайте , закладка «Старшая школа»).

Особенность нового стандарта – профильный принцип обучения. Для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. В рамках каждого профиля целый ряд учебных предметов будет изучаться на углубленном (профильном) уровне. Изменения коснуться количества часов, отводимых на изучение предмета, объема содержания, результатов освоения предмета, итоговой аттестации (экзаменов).

Принципы формирования профильных классов, их численный состав, процесс отбора будут регламентироваться  нормативными документами федерального и регионального уровней, а также локальными нормативными актами школы.

На этапе перехода из основной школы в старшую (из 9 в 10 класс), школьник может поступить в один из профильных классов другой школы/гимназии/лицея на тех, условиях, которые предусмотрены правилами приема в эту общеобразовательную организацию.

Еще одна особенность нового стандарта – акцент на формирование индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. Школа должна предоставить возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы и учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне).

В учебном плане старшей школы также предусмотрено выполнение в течение 1-2 лет и защита индивидуального проекта, который должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта (информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного).

Согласно стандартам, изменения коснутся итоговой аттестации: ЕГЭ по окончании 11 класса будет сдаваться по трем предметам «Русский язык и литература», «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия», «Иностранный язык»

После получения аттестата о среднем образовании выпускник может получить профессиональное образование одного из двух уровней:

  • среднее профессиональное образование (закончить техникум или колледж, обучение по СПО ведут также некоторые вузы);
  • высшее образование (по программам бакалавриата или специалитета).

 

Источники информации

 

 


ВАРИАНТ №3

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ)  ШКОЛЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВО

 

Особенности обучения в вечерней школе

 

Вечерние (сменные) школы реализуют общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования за 3 года: 10, 11 и 12 классы. Формы обучения: очная, очно-заочная и индивидуальная. Занятия проводятся как в первую смену (дневные группы), так и во вторую (вечерние группы). Учебный год, как и в обычной школе, начинается 1 сентября и продолжается 36 недель.

В вечернюю школу принимаются обучающиеся с 14 лет, без ограничения возраста. Обучение по программам среднего образования осуществляется на основании аттестата об основном образовании (9 классов), при его отсутствии необходимо сначала освоить программу основного общего образования (7-9 класс). После завершения обучения выдается аттестат о среднем общем образовании государственного образца.

Вечерняя (сменная)  школа обеспечивает прием всех граждан, а также граждан РФ и лиц, имеющих временную регистрацию, имеющих право на получение образования соответствующего уровня в пределах, установленных Уставом школы. Прием обучающихся осуществляется в установленным порядке при наличии свободных мест.

При обучении в вечерней школе большинство обучающихся по той или иной причине совмещают учебу с работой. Трудоустройство выпускников 9 класса на постоянной основе возможно по достижении ими 16 лет.

 

 

Алгоритм действий при трудоустройстве

Шаг 1. Встать на учет в службе занятости по месту жительства  (например, в КУ ВО «Центр занятости населения г. Вологды»).

Шаг 2.  Рассмотреть существующую базу вакансий, регулярно отслеживать информацию о новых вакансиях, рассматривать предложения специалистов центра занятости (выпускники 9 класса, не имеющие профессионального образования могут рассчитывать только на вакансии, связанные с выполнением низкооплачиваемого неквалифицированного труда).

Шаг 3. Пройти обучение по одной из программ обучения безработных граждан (обучение осуществляется бесплатно по востребованным на рынке труда профессиям, продолжительность обучения до 6 месяцев, обучающиеся получают стипендию). Получение среднего профессионального образования при этом не предусматривается.

Шаг 4. Найти работу  в соответствии с освоенной профессией.

Шаг 5. Продумать и реализовать пути получения среднего профессионального образования в техникуме/колледже.

 

Источники информации

  • Сайт вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 1 г. Вологды www.vvsoshru
  • Сайт Департамента труда и занятости населения Вологодской области depzan.infо

 

 


Общие рекомендации

 

Уважаемые родители ваш ребенок, заканчивая 9 класс, оказывается в непростой ситуации выбора направления продолжения образования. Вы можете оказать ему реальную помощь в этом выборе, воспользовавшись рекомендациями, перечисленными ниже.

 

  1. В процессе изучения различных школьных предметов, взаимодействия с одноклассниками выявляются интересы и способности ребенка, проявляются его личностные особенности. Старайтесь поддерживать появившиеся увлечения, проявлять заинтересованность и внимание к занятиям ребенка и его рассказам о школе.
  2. Создавайте условия для формирования интересов и проявления способностей в тех областях, которые не связаны с учебной деятельностью, привлекайте его к участию в различных проектах, путешествуйте вместе с ребенком, придумывайте совместные дела. Для дополнительного изучения интересов, способностей и личностных особенностей ребенка можно обратиться за помощью к психологу-профконсультанту.
  3. Старайтесь предоставить возможность сыну или дочери попробовать себя в различных видах трудовой деятельности, для этого можно привлечь родственников, знакомых, использовать каникулярное время.
  4. Интересуйтесь профессиональными намерениями сверстников и одноклассников ребенка, помните, что мнение друзей является важным фактором выбора профессии вашим сыном или дочерью.
  5. Изучите вместе с ребенком систему образования РФ, уровни образования, рассмотрите преимущества и недостатки каждого из них с учетом всех факторов: интересов, способностей, ребенка, возможностей семьи, места жительства, рынка труда.
  6. Ищите вместе с ребенком информацию о содержании различных профессий, ситуации на рынке труда, изменениях в системе образования, о техникумах, колледжах и вузах региона. Постепенно приучайте его находить и анализировать эту информацию самостоятельно.
  7. Изучайте трудовую историю своей семьи, знакомьте ребенка с содержанием профессиональной деятельности членов семью, близких друзей и знакомых.
  8. Беседуя с ребенком о выборе профессии, предлагайте ему конкретные варианты действий, не ограничиваясь общими словами и перечислением многочисленных примеров «удачной» или «неудачной» карьеры.
  9. Помните, что выбор направления профессиональной деятельности, общие подходы к построению профессиональных перспектив, планированию карьеры зависят от системы ценностей человека и его мотивов трудовой деятельности. Ваша система ценностей, представления об «успешности человека» и «перспективности профессии» могут существенно отличаться от взглядов вашего ребенка.
  10. Помогая в профессиональном выборе, выступайте в роли консультанта и помощника, помните, что окончательный выбор продолжения образования в 9 классе ваш ребенок делает сам. Вы окажете ему реальную помощь, научив действовать самостоятельно в ситуации профессионального самоопределения, которая повторится неоднократно на протяжении всей его жизни.

 

Заяви о своём бизнесе прямо сейчас!